Смета как гарант оптимизации расходов на строительство
Строительство дома – предприятие не из дешевых, а на этом уровне трат даже разница в 5-10% выливается в ощутимые суммы. Имея дело с глобальными статьями расходов, лучше составлять конкретную смету, так как «прикидывая на глазок» можно серьезно просчитаться. Еще одна сторона проблемы состоит в том, что, начав строительство, его необходимо завершить, причем желательно в пределах одного-двух сезонов, иначе стройка века рискует превратиться в забытый и заброшенный недострой. Поэтому, приступая к возведению загородного коттеджа, хозяин должен четко представлять если не все расходы до копейки, то хотя бы их порядок.
Врут ли подрядчики?
Так или иначе, но, скорее всего, даже те, которые не врут – хоть в чем-то, да привирают, ведь все преследуют свою выгоду. Однако не нужно удивляться, если ваши собственные расчеты будут не совпадать со сметой, составленной строительной организацией. Мало того, если вы обратитесь в разные компании – скорее всего, предложенные ими варианты также будут иметь мало общего. Это не значит, что вам нагло лгут в глаза, просто каждый подрядчик пользуется своей базой поставщиков, кто-то включает в смету, скажем, доставку, а кто-то дарит эту услугу клиенту, где-то прокладывание инженерных коммуникаций идет под одним пунктом, а у другого исполнителя будет тщательно прописан каждый вид работ.
Кроме того, неспециалист (то есть – вы) часто даже не представляет, какие изысканные статьи расходов могут быть внесены в смету. Например, переноска стройматериалов на расстояние ДО 50 метров и СВЕРХ указанного лимита – это два разных вида работ, каждый из которых имеет свою стоимость.
Все вышесказанное неизбежно подводит к очевидному выводу: составить адекватную смету собственными силами практически невозможно (только если заранее смириться с приличной погрешностью).
Способы решения проблемы
Самый простой вариант – выбрать подрядчика, которому вы абсолютно доверяете, и отдать дело в его руки. Тогда от вас потребуется только выбрать понравившийся проект, высказать свои пожелания по его изменению и адаптации и подписать предложенную смету. Самое сложное в этом случае – найти такого исполнителя. Ориентироваться стоит не на рекламу и не на восторженные отзывы в интернете, а исключительно на личный опыт ваших знакомых.
Можно также приглашать новых исполнителей на каждый отдельный этап строительства, ведь у кого-то дешевле выйдет фундамент, кто-то предоставляет хорошие скидки на внутреннюю отделку, а кто-то договорился о выгодных условиях с поставщиками и теперь строит «коробки» за полцены.
Третий вариант – локальный тендер «вслепую», когда вы связываетесь с несколькими подрядчиками и предлагаете им составить смету на полный цикл работ. Кто предложит вам наиболее заманчивое решение – с тем и стоит заключить договор. Обратите внимание, что в смету обязательно входит сбор исходных данных, то есть топографические исследования, всевозможные замеры и изыскания.
Что можно рассчитать самостоятельно
Во-первых – внутреннюю отделку. Только вам решать, хотите ли вы итальянские фактурные обои, или хватит и обычной штукатурки. Поскольку объем и вид работ зависит исключительно от пожеланий заказчика, то вы сами знаете, какую сумму вы хотите и можете на это выделить. Во-вторых, вы можете прикинуть, во сколько вам обойдутся окна и двери. Стоимость «коробки» складывается из двух факторов – цены на стройматериалы (ее вы можете узнать на сайтах строительных магазинов или у поставщиков) и стоимости строительных работ – этот пункт достаточно непредсказуем и зависит исключительно от жадности или совести подрядчика.
Не забудьте, что обустройство быта строительной бригады также ложится на плечи заказчика – людям нужно обеспечить фургончики, подвести к ним электричество и воду, наладить на участке канализацию или установить биотуалет.