И не в тесноте, и не в обиде
Традиционно на Руси было принято жить большими патриархальными семьями: в одной усадьбе уживалось сразу несколько поколений, все были заняты своими делами и никто друг другу не мешал. В Европе долгое время было принято, что взрослые дети отделяются от родителей и устраивают свое хозяйство, но сейчас можно встретить случаи, когда две полноценных семьи – родительская и детская – делят одно строение. Обычно каждое поколение живет на своем этаже, с отдельным входом, кухней и санузлом. Эта схема применима и в наших широтах, особенно, учитывая, что менталитет у нас для этого самый подходящий, историческая традиция такая заложена, а земля стоит очень недешево, и вкладывать деньги в отдельную постройку чаще всего просто нерационально.
Старшее поколение всегда сложно уживается с младшим. Просто в силу возраста меняются и приоритеты, и потребности. Там, где 30-летние устроят коктейльную вечеринку до середины ночи, их родители лучше почитают хорошую книгу и лягут спать пораньше. Молодых раздражает, что старики плохо слышат и вечно включают телевизор и радио на полную громкость. Их выводит из себя излишняя бережливость: все это бесконечное собирание пакетиков из-под хлеба, полусъеденных бутербродов, стаканчиков из-под йогурта – потому что «а вдруг пригодится?» Какая-то изоляция совершенно необходима, иначе не избежать вечного конфликта отцов и детей.
Какое-то время назад этот вопрос решался в горизонтальной плоскости: строился большой деревянный дом, разделенный внутренними капитальными стенами на две или четыре отдельных квартиры. Эта же идея легла в основу таун-хаусов – загородных коттеджей, с одной общей стеной. Сегодня соседом может быть кто угодно, любой незнакомый человек или семья, но изначально такие постройки предназначались для совместного проживания близких родственников. Чтобы вся семья собралась за общим праздничным столом, приходится перебегать по улице из одной части дома в другую, это не очень удобно. Современные проекты двухэтажных коттеджей с разными входами, но общим внутренним пространством гораздо лучше. Архитекторы призывают творчески относиться к типовым проектам, например, если в плане указан кабинет, но в вашей семье никто не работает из дома – это вполне может быть комната дочери-подростка. Обычно это помещение находится в некоторой изоляции от остальных, так что девушка сможет слушать громкую музыку и танцевать, никого не потревожив.
Важный вопрос, насколько многолюдны обе семьи. Например, старшее поколение может быть представлено только одной одинокой бабушкой, тогда ей целая отдельная жилая зона не нужна, тем более, что ей будет неудобно самой о себе заботиться. Зато ей будет уютно и удобно в отдельной комнате на первом этаже – чтобы не приходилось бегать по лестницам – когда спальни остальных членов семьи будут расположены на верхних уровнях. Нужно обеспечить максимальный комфорт пожилой родственнице: пусть у нее будет отдельная ванная с туалетом, собственная гардеробная, если позволяют размеры дома, может быть, даже личная комнатка отдыха.
Комнату подростка тоже лучше расположить на первом этаже, чтобы молодой человек мог возвращаться с вечеринок за полночь (часто – не вполне трезвый), приводить с собой друзей и «продолжать банкет», не мешая тем, кому завтра на работу. Если ему придется в темноте подниматься на второй этаж и искать там свою дверь, он стопроцентно что-то уронит, разобьет, споткнется, громко нецензурно выругается и поставит на уши весь дом. Отдельный туалет взрослому ребенку не нужен, и если персональная комната на первом этаже по плану не предусмотрена, ее можно оборудовать из гаража.
Очень важно, чтобы люди не чувствовали себя в коммуналке. Надо, чтобы они жили в едином пространстве, но соблюдая некоторую дистанцию. Для создания такого проекта требуется настоящее мастерство.