Самое практичное из всех искусств
Архитектура, разумеется, не просто мастерство, иначе каждый полуграмотный каменщик, еле-еле научившийся удерживать мастерок с трясущихся после вчерашних возлияний ручках, мог бы гордо именоваться архитектором. Это искусство вкупе с особенным видением мира и развитым пространственным воображением. Нужно быть неординарным человеком, чтобы за пересечением схематичных линий на плоском листе видеть восстающие из ничего громады небоскребов, уютные частные коттеджи, «ленивые» палаццо и величественные анфилады арочных перекрытий. Архитекторское искусство – это и кропотливый механический труд, и яркая фантазия, и доля таланта, разумеется, без последнего как ни старайся, а «души» в доме не будет – коробка и коробка, что с нее взять. В отличие от своих более «абстрактно ориентированных» коллег, витающих в эмпиреях, архитектор не может сконцентрироваться только на художественной стороне задачи: его творение должно быть также пригодно для жизни (желательно – максимально комфортной). Немаловажный пункт: нужно, чтобы проект было можно реализовать в условиях, приближенных к земным, никакие сентенции «для удобства предположим, что сила трения равна нулю, а сила тяжести имеет отрицательное значение» не пройдут. Часто, увлекшись в порыве вдохновения, творец может забыть о таких банальных вещах, как законы природы – архитектор себе этого позволить не может.
Есть два способа: придумать концепт, а потом выразить его в подходящем материале; или же взять за основу уже имеющееся сырье, и создать проект с учетом природных особенностей, возможностей и недостатков материала. Сегодня общая тенденция такова, что унифицированного стиля «начала XXI века» не существует, архитектурные строения представляют собой эклектичное собрание всего, когда-либо созданного человеком. Архитекторское искусство сегодня индивидуализировано, оно нацелено на внутренний мир человека, каждый новый дом – воплощенная часть личности заказчика, дневник его юношеских и зрелых впечатлений. Конечно, типовые проекты несут в себе слепок коллективного бессознательного, этот усредненное представление о красоте и функциональности, но персональная разработка не может быть заурядной, она просто обречена стать зеркалом характера и привычек обитающих в ней жильцов.
Прежде, чем приступить к работе над заказом, архитектор и заказчик решают, в каком «жанре» будет выполнена задумка. Как уже было сказано выше, нет никаких требований моды или общественного вкуса, но можно выдержать всю постройку в едином стиле – например, неоготическом, - а можно предпочесть фьюжн, фантазийное смешение элементов, характерных для разных стран и эпох. Как бы роскошно и размашисто ни выглядел дом на финальной стадии строительства, подходить к его созданию надо рационально. Пусть у стороннего наблюдателя складывается впечатление, что буйство фантазии архитектора ничего не ограничивало, но вы-то будете знать секрет: каждый шаг был тщательно продуман, спланирован и подсчитан. Слишком большие траты аукнутся, если вы захотите расстаться с фамильным гнездом. Окажется, что, либо придется продавать усадьбу в убыток, либо не избежать вопросов от озадаченных покупателей, чем вызвана такая неадекватная цена. И да, после этого цену все равно придется снизить, а тут уже смотри пункт первый.
Архитекторам приходится сложнее, чем поэтам и художникам. Они не могут просто выразить себя так, как того требует их муза: они обязаны учитывать, как минимум, свойства материалов и законы природы, а в большинстве случаев – пожелания заказывающей стороны. Получившийся дом часто вписывается в определенную концепцию, ценители сразу замечают «руку мастера» - и при этом полностью соответствует ожиданиям клиента. Это ли не настоящее волшебство.