Курица или яйцо
Как человек состоит из «тушки и душки», которые необходимо держать в равновесии, так и загородный дом включает в себя собственно строение и участок, на котором оно расположено. Очевидно, что одно от другого неотделимо, и все-таки часто люди сначала покупают проект коттеджа, и только потом начинают искать участок под него. Или не начинают, полагая, что любой грунт сойдет. Большая, большая ошибка, расплачиваться за которую придется потраченным временем, нервами и деньгами. Архитекторы шутят, что иногда горе-застройщики не соразмеряют даже площадь дома с площадью участка, и получается, что на 6 соток нужно упихнуть колониальный дворец с бальной залой. Конечно, такие клинические случаи – редкость, а вот пренебрежение типом фундамента и степенью промерзания почвы – нет. Существует еще ряд официальных ограничений, которые необходимо учитывать. В цивилизованных коттеджных поселках, например, запрещено держать фермерское хозяйство и разводить животных, крупнее кур. Очень глупо в таких условиях будет чувствовать себя человек, уже запланировавший просторный хутор, основанный на натуральном хозяйстве.
Существенные коррективы в планы строительства могут внести СНиПы и прочие нормы. В зависимости от расположения участка, владелец коттеджа может быть ограничен в этажности и площади застройки, кроме того, важно, как расположили свои фазенды более расторопные соседи. По правилам, между двумя строениями должен выдерживаться минимальный зазор, и если владелец смежного участка хитро притиснул свою усадьбу к самой границе, то вам придется отступить в самую глубь участка – возможно, в ущерб саду или даже общей площади дома. Что касается ликвидности постройки – львиная доля бюджета уходит на фундамент, поэтому с экономической точки зрения, возможно, будет выгоднее построить двухэтажный коттедж, чем одноэтажный, но той же общей площади. В отношении этажей вообще лучше придерживаться золотой середины, даже если официальных указаний на этот счет никаких нет. Полтора или два этажа – абсолютный максимум, который стоит рассматривать частному домовладельцу, три уровня или больше – ненужная претенциозность, желание кому-то что-то доказать и бессмысленная трата денег. Известны случаи, правда, когда обеспеченные оригиналы ставили 13-этажные рубленые терема, но это никак нельзя расценивать как пример эталонно-адекватного поведения.
Впрочем, о ликвидности постройки среднестатистический застройщик думает в последнюю очередь – это профессионалы, зарабатывающие перепродажей участков, заботятся о доходности своего бизнеса, частные лица думают, что строят «под себя» и будут жить в этом доме вечно – еще и внукам оставят. Однако поводов передумать может быть масса: переезд в другую страну, необходимость вложить капитал в другой проект, желание улучшить жилищные условия и приобрести дом побольше… И вот тогда домовладелец с удивлением понимает, что его красавица-усадьба на вторичном рынке очень низко котируется: площадь здания маловата, сад – великоват, соседи слишком близко, фундамент недостаточно заглублен – и отчаявшемуся хозяину приходится продавать строение за бесценок, не покрыв даже стоимости строительства.
Возвращаясь к основному вопросу: что важнее – участок или проект? – можно с уверенностью ответить, что ориентироваться надо на место, а не на схему строения. Не стоит недооценивать значимость окружения: в живописной пасторальной местности даже скромный коттедж будет смотреться органично, а жить в нем будет уютно и привольно. Шикарный дворец в тесном муравейнике из халуп никому не принесет радости. Получается, что расхожая аксиома «размер – не главное» снова доказала свою актуальность.