Серия проектов 3-12
Донна Флоренция – дама прекрасная и таинственная. То она является утомленному путнику босоногой пастушкой, звонко хохочущей в сени смоковниц, то величаво ступает благопочтенной монной, хозяйкой зажиточного дома и грозой слуг, а то мелькнет загадочной незнакомкой в гуще карнавала – лови ее!.. По утрам Флоренция полна гомона рыбаков и базарной суеты. Голосисто кричат торговки, расхваливая свой товар, пронырливо снуют ловкие мальчишки, зорко выглядывающие – где бы стянуть кусок пирога у зазевавшейся разносчицы? Мускулистые давильщики винограда и сборщики фиг лениво переговариваются перед началом трудного дня, смуглые девушки, служащие в прославленных домах, лукаво улыбаются знакомым парням – работникам из других семей. Мессир Медичи никогда не появляется на площади в это время – знатные господа еще спят, утомленные вакханалией ночи. Дайте только срок: как только солнце озарит небесный свод, когда от полуденного зноя укрыться можно будет только в прохладе винных погребов, когда ткачихи выполнят половину дневного урока, а пестуньи начнут ласково уговаривать вверенных им детей поспать немного, когда монахини, надев свой клобук, темной вереницей втянутся в ворота монастыря – тогда наступит время дворянских родов. Прекрасные доньи томно разомкнут сонные глаза – и улыбнутся смущенно, сами не зная, чему. Отважные доны вспомнят о вчерашних победах – на бранном и любовном фронтах – и зальются, быть может, легким румянцем смущения, а может - молодецки подкрутят усы и мысленно поздравят себя с новым днем, сулящим новые, неизведанные еще, приключения, и благосклонность некогда неприступных дам.
Кто не знаком с Флоренцией – тот не представляет, как тянутся к небесам колонны античных вилл, как изысканно вьется плющ по стенам древних строений, как опасно кренятся и поскрипывают лачуги бедных кварталов, как ругается сер Джованни, когда чумазые мальчишки ступают грязными пятками по мраморным ступеням его жилища. Дома Флоренции – это музыка, мелодия из камня и дерева, где каждый день звучит новая тональность, а мажор в одночасье становится минором и приобретает трагический лад. Вашему покорному слуге довелось гостить под сводами одного из домов этого удивительного города под солнечным небом Италии – хозяин поведал мне по секрету, что в чулане до сих пор хранится чертеж коттеджа, оставленный архитектором, покидавшим место работы, по-видимому, в смятенных чувствах. На бумагах в углу еще видна надпись «проект 3-12», и так мы с любезным моим хозяином узнали, с чем имеем дело.
Как забыть мне огромную гостиную на первом этаже, в которой не раз доводилось мне с гостеприимным моим другом вести долгие ночные диспуты за бокалом доброго флорентийского вина! В кухню вел широкий проход, а точнее будет сказать – от кухни место, где мы сидели, отделялось только небольшой перегородкой, и часто нас дразнил запах готовящегося жаркого и прованских трав. Лоренцо хвастливо заявлял, что не зависит от магистрата, потому что дом его снабжен топочной, и друг мой никогда не мерзнет зимой и не изнывает от зноя летом. Вторую половину первого этажа занимали хозяйственные помещения, и мне не было до них дела – это вотчина слуг. Спал я в мансарде, вдыхая ароматы ночного города сквозь открытое настежь окно. Хозяева отвели мне уютную спальню с балконом – не больше 12 квадратов! – сами же они жили в соседней опочивальне, на 6 метров просторнее моей. На этаже располагалась еще одна комната с балкончиком – чуть меньше хозяйской, но больше гостевой. Она пустовала. Лоренцо объяснил мне, что в ней будет детская, когда Бог наградит его наследником.
Добросовестный архитектор оставил полный комплект бумаг, и так мы узнали, что проект 3-11 как брат-близнец похож на дом моего друга, но искусная рука мастера пририсовала к нему еще несколько помещений – в расчете на более состоятельные, многодетные или гостеприимные семьи. С двух фасадов дома красуются террасы – побольше и поменьше, и маленькой соседствует веранда примерно тех же размеров. С третьего фасада появилась просторная гостевая комната, в которой могут находить отдохновение усталые патриции после бала. В мансарде тоже появилась дополнительная спальня – сама обширная и просторная из всех! Балкончик теперь есть только в ней, вероятно – как знак особенного статуса обитателей именно этой комнаты. Да, такой дом пристал не скромному моему Лоренцо, а какому-нибудь владетельному мессиру, с полным домом слуг и домочадцев.
Также узнали мы, что можно было сделать навес для недавно вошедшего в моду железного коня, который называется «авто» и служит украшением и предметом гордости знатных флорентийцев. Горько пожалел Лоренцо, что не видел он раньше проекта 3-09, и не знал, что можно пристроить террасу к прекрасному своему жилищу. На втором этаже прямо над ней был бы тогда вместительный балкон, на котором так сладко было бы выкурить трубочку крепкого табака перед сном. Можно было бы, говорил мой хозяин, выбрать и проект 3-08, с полноценным гаражом (так называется стойло для новомодной механической диковинки). Карандашом в углу чертежей было указано, что в проекте 1-25 используется дерево вместо газобетона, и эта новость привела моего товарища в крайне приподнятое расположение духа – старшая дочь его выходит замуж, и на свадьбу ей строится дом. Мы передали найденные бумаги нанятым Лоренцо архитекторам, а через неделю я покинул этот славный дом – как и осененную милостью Божию Флоренцию.