Красота vs функциональность
Вынесенная в заголовок проблема, на самом деле, гораздо шире, чем область архитектуры или дизайна. Она касается абсолютно любых жизненных сфер, начиная социологией и заканчивая национальными кухнями.
Человек устроен так, что кроме физических потребностей у него есть еще и эстетические, поэтому при прочих равных он предпочтет красивую и модную вещь – потрепанной и старой, аккуратно оформленное блюдо – просто ссыпанному на тарелку мясу, хорошенький, как картинка, коттедж – неряшливому строению без отделки.
Чтобы решить, чем можно и нужно жертвовать, необходимо для начала дать общее определение красоте.
Что такое красота и как это применимо к архитектуре?
Изначально, в исконном смысле этого слова, красота равняется здоровью. То есть никакого противоречия между эстетическим внешним видом и прикладной ценностью нет – человеку нравится то, что крепко, прочно и прослужит долго. В применении к Homo Sapiens это означает физическое благополучие, а к загородным домам – надежное, защищенное от ветра и дождя просторное строение, обеспечивающее владельцам достойный уровень жизни.
Если закопаться в историю архитектуры, выяснится, что средневековые зодчие никогда не строили «ради красоты», каждый элемент известных готических соборов и замков подчинен строгой функциональности и наделен символическим значением. Знаменитые стрельчатые окна имеют такую оригинальную форму, чтобы эффективнее распределять вес стены над проемом, толстые каменные стены замков были нужны в том числе и для того, чтобы в залах не было пронизывающе холодно, ведь утеплитель еще не изобрели (помогало, впрочем, очень слабо).
Сегодня мы редко вкладываем какие-то глубинные смыслы в декор. Современные технологии позволяют добиться нужных параметров за счет невидимых элементов строительства: межстенных изоляционных прокладок, пропиток, бесцветных лаков. Поэтому фантазия архитектора ничем не ограничена – даже законами физики, найдены способы создавать успешную иллюзию их отмены, хватило бы средств. Получающиеся произведения архитектурного искусства становятся предметом споров и обсуждений. Включается правило «кому-то хороша попадья, а кому и свиной хрящик». Кто-то в восторге от кубизма, другому больше по душе лаконичные минималистичные формы, третий – поклонник пышного барокко. Это все дело личного вкуса.
Простота гармонии
Все вышеизложенное – правдиво и справедливо. И все-таки есть мнение – и мы не видим причин его оспаривать – что по-настоящему функциональная и качественная вещь не может не быть красивой – даже если ее характеристики будут отличаться от общепринятых канонов. Мы считаем, что главная задача архитектора – позаботиться о том, чтобы жильцам было уютно, тепло и безопасно в новом доме. Изыски вроде «дома вверх ногами», эклектики и стилизации под тип строения, неорганичного для наших погодных и природных реалий – это вечный предмет яростных дискуссий. Но по-настоящему качественный (а следовательно – красивый) дом никогда не вызывает никаких споров.
Сегодня модно противопоставлять вынесенные в заголовок понятия, говорить о каких-то жертвах одним во имя другого. Это все говорит только о непрофессионализме архитектора, который не может нащупать индивидуальный облик коттеджа, над которым работает, так, чтобы он органично вытекал из набора заложенных в строение функций, а не противоречил им.
От эмоционального субъективизма никуда не деться, и все-таки можно снизить его процент, предложив заказчику вариант, безукоризненный во всех отношениях.